Положение
о Семейном клубе общения в
организациях образования
Республики Казахстан
I. Общие положения
1. Семейный клуб общения создается для активизации социального партнерства семьи и организации образования.
Семейный клуб общения — эффективная нетрадиционная форма взаимодействия родителей и педагогов в процессе формирования личности ребёнка.
Семейные клубы общения (далее – СК) открываются в организациях образования всех типов.
2. Актуальность создания СК:
Социальное партнерство организации образования и семьи - неотъемлемая часть обновления содержания системы среднего, профессионального и технического образования, воспитательной работы с семьями обучающихся в рамках реализации Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».
Особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие родителей и педагогов.
Семья - важное звено передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений.
Родители должны понимать, какой вклад вносит семья в процесс формирования личности, каковы требования организации образования к уровню образованности, воспитанности обучающегося.
3. Основание для создания СК. Деятельность СК осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования, семьи и брака:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»;
3) Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I «О браке и семье»;
4) Концептуальные основы воспитания (приказ МОН РК от 22 апреля 2015 года № 227);
3) Подпрограмма «Тәрбие және білім» спецпроекта «Туған жер» Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».
4. Участники СК:
1) родители (законные представители) и их дети;
2) педагоги, старшие вожатые, психологи и др.;
3) социальные педагоги, инспектора по охране прав детей.
Участниками СК могут также члены общественных организаций и объединений, НПО, СМИ, готовые заниматься проблемами семьи.
II. Цели, задачи, принципы деятельности
5. Цель деятельности СК: сохранение в казахстанском обществе традиционных семейных ценностей, создание культа семьи, формирование среди молодого поколения конструктивного отношения к созданию семьи и ответственному родительству.
6. Задачи деятельности СК:
1) способствование налаживанию детско-родительских отношений;
2) психолого-педагогическое и правовое образование родителей, профориентационная работа в семьях;
3) обмен опытом, обсуждение возникших проблем в воспитании детей;
4) организация совместной досуговой занятости.
7. Принципы деятельности СК: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, обратная связь, соблюдение этических норм.
III. Права и обязанности
8. Члены СК - родители (законные представители) имеют право на:
1) получение квалифицированной консультативной помощи по воспитанию ребенком, проблемам адаптации, воспитания и обучения обучающегося;
2) получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
3) высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей; вносить свои предложения об улучшении работы по укреплению семейной политики и пропаганде традиционных семейных ценностей;
4) привлечение к работе различных общественных организаций и физических лиц, заинтересованных в деятельности СК.
9. СК имеет право на:
1) изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
2) внесение корректировки в план работы СК в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
10. СК обязан:
1) организовать работу СК в соответствии с планом организации образования и учетом потребностей родителей;
2) предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
IV. Организация деятельности
11. Формы работы СК: развивающие занятия, мастер-классы, развлекательные игровые программы, экскурсии, совместные праздники, круглые столы, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение семейного воспитания, видео просмотры, консультации, беседы, мини-лекции и др.
К проведению заседаний и мероприятий клуба привлекаются опытные высококвалифицированные педагоги, психологи
На итоговом заседании СК обсуждаются результаты и эффективность работы.
Заседания СК проводятся 1 раз в месяц.
Заседания СК являются тематическими в течение года.
СК функционирует на безвозмездной основе.
12. Документация СК в текстовом (или рукописном) формате:
1) план работы СК, утверждается руководителем организации образования.
2) протоколы заседания СК.
13. Основные направления деятельности СК:
1) «Семейный университет»- организация психолого-педагогической внеурочной деятельности учащихся, родителей и педагогов, разъяснительная работа по темам казахстанской семьи, семейного права, социальной реабилитации проблемных и приемных семей;
2) семейное творчество - популяризация технологий в организации семейного досуга, семейной проектной деятельности, семейного творчества;
3) семейный туризм - путешествия и экскурсии по родному краю;
4) память поколений - взаимодействие с ветеранскими организациями, общественными организациями, движениями и объединениями по передаче значимого боевого и трудового опыта из жизни старшего поколения младшему.
5) семейная инициатива - участие в проектах по благоустройству дворов, создание условий для семейного культурного досуга, физической культуры и оздоровлению.
6) «Слово о семье» - взаимодействие со СМИ, публикация печатных материалов, выпуск видеофильмов по пропаганде семейных ценностей.
14. Основные мероприятия СК:
1) мероприятия по разъяснению семейного законодательства;
2) мероприятия по пропаганде семейного чтения;
3) решение конфликтных ситуаций и споров;
4) участие в проведении традиционных познавательных, тематических, развлекательных, спортивных мероприятиях;
5) оказание помощи в проведении конкурсов «Семья года», «Полиязычная семья», «Творческая семья», «Спортивная и здоровая семья», «Музыкальная семья», «Интеллектуальная семья», «Читающая семья», «Семья путешественников» и др.
15. Формат проведения мероприятий СК:
1) традиционное: встречи, лекции, родительский всеобуч, анкетирование, консультации, познавательные и деловые игры и др.;
2) онлайн (дистационный);
3) «coworking».
Особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор, непринужденная обстановка, активный обмен мнениями, опытом, активное участие в жизни организации образования.