Аттестация проходит в три этапа, конечная цель которых заключается в установлении соответствия реальных результатов деятельности образовательного учреждения заявленному типу и уровню.
На первом этапе образовательное учреждение проводит самоанализ своей деятельности, в результате которого делается вывод-заявка о достижении того или иного (специфического) уровня образования его учащимися или воспитанниками. Решение о проведении самоанализа принимается на заседании педагогического совета школы. Здесь же целесообразно утвердить состав рабочей группы, которая будет готовить материалы самоанализа. В качестве примерной структурной схемы самоанализа предлагаем следующий вариант:
1. Паспорт учреждения.
1.1 Краткие статистические сведения (год создания, учредительство, количество классов/групп, учащихся/ воспитанников, условия приема).
1.2 Выявленный социальный заказ.
1.3 Нормативно-правовое обеспечение деятельности (утверждение устава, система локальных актов).
2. Организация учебно-воспитательного процесса.
2.1 Основные идеи концепции или программы развития образования учреждения.
2.2 Особенности учебного плана, его программно-методическое обеспечение.
2.3 Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
2.4 Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
2.5 Организация внеклассной и внеурочной деятельности в целях удовлетворения интересов учащихся, их потребностей в дополнительных образовательных услугах согласно выявленному спросу.
2.6 Технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (формы учебной деятельности, альтернативные системы обучения, авторские методики и т.д.)
3. Управление учреждением и учебно-воспитательным процессом.
3.1 Цели и задачи управления.
3.2 Структура управленческого блока.
3.3 Распределение компетенции в соответствии с должностными обязанностями.
3.4 Наличие системной обратной связи по отслеживанию и анализу результатов деятельности субъектов образовательного процесса, владение администрацией мягкими методами управления.
4. Результаты деятельности образовательного учреждения.
4.1 Освоение учащимися образовательных стандартов, уровень обученности.
4.2 Динамика развития интеллекта и здоровья воспитанников.
4.3 Социально-педагогический климат в педколлективе, коллективе воспитанников, персонала. Мнение родителей, общественности о школе.
4.4 Соблюдение прав учащихся, их социальная защищенность.
5. Перспективы развития образовательного учреждения.
Составленный самоанализ целесообразно довести до сведения педагогического коллектива. Вместе с ним в аттестационную комиссию представляются:
- заявление;
- копия устава образовательного учреждения;
- копия лицензии;
- представление отдела образования (городского или районного).
На втором этапе осуществляется внешняя независимая экспертиза результатов деятельности образовательного учреждения членами экспертной группы при областной комиссии по аттестации образовательных учреждений.
На третьем этапе основываясь на материалах экспертизы, самоанализа и тестирования учащихся, аттестационная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии учреждения заявленному типу и уровню. Решение может констатировать факт соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания обучающихся, подготовки выпускников, образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов или повышенному уровню.