Малокомплектные школы в организации образовательной деятельности руководствуются Законом РК «Об образовании», ГОСО РК, утвержденным постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, а также Типовыми правилами деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), утвержденными приказом Министра образования и науки РК от 17 сентября 2013 года № 375 (далее – Типовые правила).
Закон РК «Об образовании» определяет малокомплектную школу как общеобразовательную школу с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.
Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся разного возраста. Совмещение классов предполагает двойную подготовку к уроку, а также специфическое планирование, заключающееся в интеграции двух планов урока в один и обеспечении полной занятности всех детей в учебном процессе.
Такая деятельность осуществляется в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся, т.е. дифференцированно.
В процессе постепенного перехода к обновлению содержания образования важное место занимает развитие способностей учащихся к саморазвитию. Для формировании личности, способной к саморазвитию, готовой к самостоятельным поискам знаний, умеющей прогнозировать свое будущее, структуру урока необходимо привести в систему деятельности развивающей направленности, где учитель занимает позицию направляющего руководителя.
В связи с вышеизложенным при организации учебной деятельности в МКШ важно правильное распределение и использование времени, оптимальное чередование самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их умения самостоятельно работать и работы с непосредственным участием педагога.
Данный конкурс показал опыт работы лучших педагогов малокомплектных школ из регионов Акмолинской области. Конкурсные материалы победителей конкурса необходимы для обмена опытом среди педагогов МКШ области и будут собраны в сборник для дальнейшего использования в работе в совмещенных класс – комплектах в рамках обновленного содержания образования.
По итогам конкурса были подведены следующие итоги:
1 место – Телицина А.М.,Дмитриевская ОШ Бурабайского района
2 место – Попенко Н.П., Изобильненская СШ г.Степногорска
2 место – Шукеева А.К., Новорыбинская СШ Аккольского района
3 место – Гусак К.М., Кырыккудукская СШ г.Степногорска
3 место – Карбаева А.А., Киндиккарагайская ОШ Бурабайского района
3 место – Жахина Г.Б., СШ с.Карабулак г.Степногорска
Номинация «Лучший урок по предметам общественно – гуманитарного цикла» - Бардаль О.И., Новорыбинская СШ Аккольского района;
Номинация «Лучший урок по предметам естественно – математического цикла» - Кусаинова Г.К., Урумкайская СШ Бурабайского района;
Номинация «Лучший урок начального обучения» - Саржанова Х.М., Карабулакская СШ г.Степногорска