В целях интеграции в мировое образовательное пространство Республика Казахстан выбрала стратегический курс ориентации на стандарты мировой образовательной практики с учетом сохранения лучших традиций и стандартов отечественного образования.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику» /Н.Назарбаев/
Одновременное изучение двух и более языков способствует:
•развитию более высокого уровня функциональной грамотности в чтении, письме, говорении и аудировании на втором языке и третьем языках (Даркеннес, 2013)
•повышению уровня владения родным языком (Браун, 2010)
•развитию межкультурной компетенции (Дженесси, 2004, Мехисто & Ассер, 2007)
•академическому успеху - изучение нескольких языков улучшает достижения учащихся по неязыковым предметам (Андраде, 1989; Томас, Кольер и Абботт, 1993)
•развитию когнитивных и метакогнитивных навыков мышления: анализ, интерпретация, сравнение, импровизация, синтез (Розенбуш, 1995)
В рамках данной цели в системе среднего образования следует к 2020 году во всех школах внедрить уровневое обучение казахскому, русскому и английскому языкам.
Для этого в 2016 году будет разработан Единый языковой стандарт обучения трем языкам.
С 2013 по 2016 годы (1-4 классы) – переход всех начальных классов республики на изучение английского языка с первого класса.
В 2017-2018, 2018-2019 учебные годы (5-6 классы) - изучение терминологии по предметам «Информатика» и «Естествознание» на английском языке;
•С 2019-2020 учебного года (10-11-е классы) - изучение четырех предметов ЕМЦ на английском языке (химия, физика, биология и информатика).
Международные исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по программам трехъязычного образования, имеют:
•более высокую мотивацию, внимательны в работе и четко видят преимущества изучения нескольких языков;
•лучшие результаты обучения по всем предметам, на всех рабочих языках, чем группы обучения только на родном языке.
•По мнению учителей, принимающих участие в исследованиях, нет негативных последствий в развитии навыков обучения и успеваемости учеников
•обеспечение преемственности трехъязычного образования в контексте единой образовательной среды;
•совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для эффективного внедрения трехъязычного образования;
•обеспечение проведения эффективных научных исследований в области трехъязычного образования в Казахстане.
Модель трехъязычного обучения предусматривает поэтапный переход на английский язык обучения в старших классах
С 2013-2014 учебного года в Казахстане английский язык изучается с первого класса. В 1-4 классах на изучение английского отводится по 1 часу в неделю, в 5-11 классах – по 2 часа в неделю.
В 2017-2018 учебном году в 5-й класс придут ученики, которые начали изучение английского языка с 1-го класса, поэтому с 5-го класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах.
В основной школе подготовка учащихся будет осуществляться по методикам предметно-интегрированного обучения с увеличением часов английского языка (на 1 ч)
Предметно-интегрированное обучение означает, что учебный материал на уроках английского языка строится на содержании предметов, изучаемых на английском языке.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ УЧИТЕЛЯМИ
•Метод опоры на физические действия (TPR) – обучение через демонстрацию действий учителем
•Естественный подход – использование повседневных жизненных ситуаций Коммуникативный подход – подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи
•Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) – изучение неязыковых предметов через второй или третий языки
•Дифференцированный подход – учет психологических и возрастных особенностей, индивидуальных потребностей, интересов и стилей обучения учащихся.
В рамках посткурсового сопровождения учителей ЕМЦ по итогам семинара рекомендуем:
1.Учителям пилотных школ в рамках Дорожной карты развития трехъязычного образования организовывать тренинги по посткурсовому сопровождению обучившихся учителей ЕМЦ на языковых курсах, творческие семинары по обмену опытом, круглые столы, внеклассные мероприятия и т.п. согласно Плану работы;
2.Совершенствовать изучение терминологии по предметам: «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», проведения внеклассных мероприятий и изучение отдельных тем по элективным курсам на английском языке с 5-го последовательно по 9-й класс, углублять в 10-11 классах;
3. Создавать психологически благоприятную атмосферу;
4.Учитывать особенности знаний родного языка;
5.Соблюдать интеграцию предметного содержания и языка;
6.Достигать в обучении конкретных целей и ожидаемых результатов (CEFR);
7.Создавать искусственную языковую среду общения;
8.Использование аутентичных (подлинных) и многообразных ресурсов;
9. Продолжать повышение квалификации формирования педагогов новой формации, способных работать в полиязычной среде;
10.Развивать коммуникативные навыки на трех языках;
11.Организовывать летние языковые курсы для учащихся 5-11 классов с привлечением студентов 3-4 курсов педагогических вузов;
12.Учителям ЕМЦ создавать учебно- методический комплекс через работу творческих групп.